Динамика и структура смысловых базовых установок кыргызстанцев | |
Карасаева Алия Манасовна 1 | |
1.1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена | |
Дата поступления 2024.02.22 | Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме изучения смысловой сферы. В работе представлено исследование по изучению динамики смысловых базовых установок у кыргызстанцев, а также предпринята попытка определить структуру этих установок. Авторы опираются на уровневую теорию установки А. Г. Асмолова. Сдвиги в смысловых установках всегда определены изменением реальных жизненных отношений человека с социальной действительностью. Целью исследования было изучение динамики и структуры смысловых базовых установок кыргызстанцев. Исследование носит лонгитюдный характер и охватывает период с 2010 по 2021 годы. В нем приняли участие 64 человека: 35 женщин и 29 мужчин. Первый этап проводился в 2010 году, средний возраст респондентов составил тогда 15 лет, второй этап – в 2021 году, средний возраст респондентов составил 26 лет. Основной психодиагностической методикой выступил опросник «Смысловые базовые установки» (адаптация А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой опросника «Шкала дисфункциональности» Д. Бернса). Было выявлено, что динамика смысловых базовых установок происходит как в мужской, так и в женской выборках. Определены статистически значимые различия по показателям достижений, требовательности к себе и ответственности за других. Структура смысловых базовых установок меняется с течением времени за счет утраты связей между ними, что может свидетельствовать о формировании их относительной независимости в смысловой сфере личности. Перспективами данного исследования являются расширение методического инструментария, набор дополнительной выборки, например россиян, а также включение в анализ данных, полученных по нестандартизированным методикам. |
Ключевые слова установка; смысловые базовые установки; лонгитюд; динамика; структура; кыргызстанцы. | |
Библиография 1. Мамытбек уулу Т., Айбашев М. Ж. Трудовая миграция и развитие человеческих ресурсов Кыргызстана // Народонаселение. – 2021. – Т. 24, № 2. – С. 154–164. – DOI: 10.19181/population.2021.24.2.14. 2. Сагыналиева В. Ж., Сатувалдиев И. Б. Конституционное развитие Кыргызской республики 2010–2021 гг. // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 1 (205). – С. 4–6. 3. Карасаева А. М. Смысловая установка: теоретические подходы и методы исследования // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2013. − Т. 13, № 3. – С. 127–129. 4. Карасаева А. М. Социально-психологичес-кое исследование смысловых установок (на примере двух совокупностей респондентов и опросника СБУ) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. − № 26. – С. 117–122. 5. Арбекова О. А., Гусев А. Н. О соотношении понятий операциональной, целевой и смысловой установки с современными англоязычными терминами // Российский журнал когнитивной науки. − 2017. − № 1. − C. 5– 25. 6. Wyer Jr. R. S., Xu A. J. The role of behavioral mind-sets in goal-directed activity: Conceptual underpinnings and empirical evidence // Journal of Consumer Psychology. – 2010. – Vol. 20. – P. 107–125. − DOI: 10.1016/j.jcps.2010.01.003. 7. Murphy M., Dweck C. Mindsets shape consumer behavior // Journal of Consumer Psychology. – 2015. – Vol. 26 (1). – P. 127–136. − DOI: 26. 10.1016/j.jcps.2015.06.005. 8. Schroder H. Mindsets in the Clinic: Appling mindset theory to clinical psychology // Clinical Psychology Review. – 2020. – Vol. 83, art. 101957. – DOI: 10.1016/j.cpr.2020.101957. 9. Takehashi H., Toyosawa J., Shimai S., Yananose M. A study of the conceptual structure of growth mindsets and their impact on self-improvement motivation // Japanese Psychological Research. – 2023. – Vol. 66 (2), art. 12469. 10. Yu J., McLellan R. Same mindset, different goals and motivational frameworks: Profiles of mindset-based meaning systems // Contemporary Educational Psychology. – 2020. – Vol. 62, art. 101901. – DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101901. 11. Галузо П. Р. Смысловые установки как детерминанты и следствия осознанной регуляции учебной деятельности студентов // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2016. – Т. 6, № 1. – С. 123–134. 12. Сладкомедова М. Ю. Динамика смысловых установок студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Психологические науки. Акмеология образования. – 2005. – Т. 11, № 2. – С. 93–95. 13. Башкатов С. А., Шахов А. А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных психологическому феномену установки // Психология. Психофизиология. − 2021. − № 2. – С. 5–16. 14. Ковальчук Д. Ф. Ситуативные смысловые установки как фактор нервно-психичес¬кого напряжения личности в период пандемии COVID-19 // Человеческий капитал. – 2021. – № 2 (146). – С. 72–80. – DOI: 10.25629/HC.2021.02.06. 15. Комиссарова О. А. Взаимосвязь экзистенциальной наполненности студентов-психологов с их базовыми смысловыми установками // Психологические проблемы смысла жизни и акме : сборник материалов XXIV Международного симпозиума. – М. : Психологический институт Российской академии образования, 2019. – С. 313–316. 16. Комиссарова О. А. Экзистенциальная наполненность жизни студентов – психологов 1 курса // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 3 (81). – С. 144–146. – DOI: 10.23670/IRJ.2019.81.3.028. 17. Качанова Е. В., Кузнецова Л. М., Лесин А. М., Моторина И. В. Влияние смысловых базовых установок на жизнестойкость личности // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия : сборник материалов IX международной конференции студентов и молодых ученых (Рязань, 23–24 ноября 2022 г.). – Рязань : Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2022. – С. 244–248. 18. Глотова Г. А. К вопросу о системной природе установки // Психологический вестник Уральского государственного университета. − 2008. – Вып. 6. – С. 206–223. 19. Ишков А. Д., Милорадова Н. Г. Психологические установки и их диагностика с помощью опросника «Смысловые базовые установки» (СБУ) // Экономика и предпринимательство. − 2015. − № 6-3 (59). − С. 569–574. 20. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях : учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 124 с. 21. Иванова В. П., Сулайманова А. И. Особенности базовых смысловых установок студентов // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях : сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 10 марта 2016 г.). – М. : Европейский фонд инновационного развития, 2016. – С. 125–128. 22. Карасаева А. М. Структурное описание смысловых установок // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2014. − Т. 14, № 1. – С. 115–117. | |
Сведения о финансировании и благодарности |
Dynamics and structure of meaningful basic sets of kyrgyzstanis | |
Karasaeva Aliya Manasovna 1 | |
1.1Herzen State Pedagogical University of Russia | |
Received 2024.02.22 | Abstract. This article presents a study of the meaningful basic sets dynamics (hereinafter referred to as MBS) among Kyrgyzstanis, as well as an attempt to determine the structure of MBS. In this paper, we rely on the level theory of the set was offered by A. G. Asmolov. Shifts in meaningful sets are always determined by changes in a person's real life relationship with social reality. The purpose of the study is to examine the dynamics and structure of the Kyrgyz people's MBS. The study is longitudinal in nature and covers the period from 2010 to 2021. It involved men and women who were on average 15 years old in 2010 and 26 years old in 2021. The main methodology was the questionnaire “Meaningful basic sets” (adaptation by A. D. Ishkov and N. G. Miloradova of the questionnaire “Dysfunctionality Scale” by D. Burns). It was revealed that the dynamics of MBS occurs in both male and female samples. Statistically significant differences were found depending on achievement, self-demanding behavior, and responsibility for others. The structure of MBS changes over time due to the loss of connections between MBS, which can speak about the formation of relative independence of MBS in the meaning sphere of personality. The prospects for this study are: expansion of the methodological tools, recruitment of an additional sample, for example, Russians, as well as inclusion in the analysis of data obtained by non-standardized methods. |
Keywords set; meaningful basic sets; longitudinal research; dynamics; structure; kyrgyzstanis. | |
References 1. Mamytbek uulu T., Aibashev M.Zh. Labor migration and development of human resources of the Kyrgyz Republic. Narodonaselenie = Population, 2021, Vol. 24, no. 2, pp. 154–164. DOI: 10.19181/popu lation.2021.24.2.1 (In Russian). 2. Sagynalieva V.Zh., Satuvaldiev I.B. Constitutional development of the Kyrgyz Republic 2010–2021. Agrarnoe i zemelnoe pravo = Agrarian and land law, 2022, no. 1 (205), pp. 4–6. (In Russian). 3. Karasaeva A.M. Semantic setting: theoretical approaches and research methods. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 2013, Vol. 13, no. 3, pp. 127–129. (In Russian). 4. Karasaeva A.M. Social and psychological research of semantic settings (on the example of two sets of respondents and sbu questionnaire). Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2013, no. 26, pp. 117–122. (In Russian). 5. Arbekova O.A., Gusev A.N. About matching concepts of meaningful set, task set, and operational set with modern english-language terms. Rossiiskii zhurnal kognitivnoi nauki = The Russian Journal of Cognitive Science, 2017, no. 1, pp. 5–25. (In Russian). 6. Wyer Jr. R.S., Xu A.J. The role of behavioral mind-sets in goal-directed activity: Conceptual underpinnings and empirical evidence. Journal of Consumer Psychology, 2010, Vol. 20, pp. 107–125. DOI: 10.1016/j.jcps.2010.01.003. 7. Murphy M., Dweck C. Mindsets shape consumer behavior. Journal of Consumer Psychology, 2015, Vol. 26 (1), pp. 127–136. DOI: 26.10.1016/j.jcps.2015.06.005. 8. Schroder H. Mindsets in the Clinic: Appling mindset theory to clinical psychology. Clinical Psychology Review, 2020, Vol. 83, art. 101957. DOI: 10.1016/j.cpr.2020.101957. 9. Takehashi H., Toyosawa J., Shimai S., Yananose M. A study of the conceptual structure of growth mindsets and their impact on self-improvement motivation. Japanese Psychological Research, 2023, Vol. 66 (2), art. 12469. 10. Yu J., McLellan R. Same mindset, different goals and motivational frameworks: Profiles of mindset-based meaning systems. Contemporary Educational Psychology, 2020, Vol. 62, art. 101901. DOI: 10.1016/j.cedp sych.2020.101901. 11. Galuzo P.R. Sense attitudes as determinants and outcomes of conscious regulation of students' learning activity. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psikhologiya, 2016, Vol. 6, no. 1, pp. 123–134. (In Russian). 12. Sladkomedova M.Yu. Dynamics of students' semantic attitudes. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser. Psikhologicheskie nauki = Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Psychology Science, 2005, Vol. 11, no. 2, pp. 93–95. (In Russian). 13. Bashkatov S.A., Shakhov A.A. Analysis of russian dissertations dedicated to mental sets. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology, 2021, no. 2, pp. 5–16. (In Russian). 14. Kovalchuk D.F. Situative sense institutions as a factor of nervo-mental personal tension during the pandemic COVID-19 period. Chelovecheskii capital = Human capital, 2021, no. 2 (146), pp. 72–80. DOI: 10.25629/HC.2021.02.06. (In Russian). 15. Komissarova O.A. The relationship of existential fulfillment psychology students with their basic semantic units, in: Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i acme, collection of materials of the XXIV International Symposium. Moscow, Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya publ., 2019, pp. 313–316. (In Russian). 16. Komissarova O.A. Existential fullness of lives of first year students-psychologists. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal = International Research Journal, 2019, no. 3 (81), pp. 144–146. DOI: 10.23670/IRJ.2019.81.3.028. (In Russian). 17. Kachanova E.V., Kuznetsova L.M., Lesin A.M., Motorina I.V. The influence of basic semantic installation on hardiness of a person, in: N.V. Yakovleva, N.N. Ulanova, A.V. Baranova, A.A. Beketova, N.V. Namestnikova, D.V. Chukanov (eds.). Psikhologiya i meditsina: puti poiska optimalnogo vzaimodeistviya, collection of materials of the IX International conference of students and young scientists (Ryazan’, November 23–24, 2022). Ryazan’, Ryazanskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet imeni akademika I.P. Pavlova publ., 2022, pp. 244–248. (In Russian). 18. Glotova G.A. On the issue of the systemic nature of the set. Psikhologicheskii vestnik Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, Vol. 6, pp. 206–223. (In Russian). 19. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Attitudes and their diagnostics using a questionnaire «Basic semantic installation» (SBU). Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and entrepreneurship, 2015, no. 6-3 (59), pp. 569–574. (In Russian). 20. Еremeev B.A. Psychometrics of opinions about people, educational and methodological guide. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena publ., 2003. 124 p. (In Russian). 21. Ivanova V.P., Sulaimanova A.I. Features of students' basic semantic attitudes, in: Aktualnye processy formirovaniya nauki v novykh usloviyakh, materials of the international scientific conference (March 10, 2016). Moscow, Evropeiskii fond innovatsionnogo razvitiya publ., 2016, pp. 125–128. (In Russian). 22. Karasaeva A.M. Structural description of semantic settings. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 2014, Vol. 14, no. 1, pp. 115–117. (In Russian). | |
Acknowledgements |
Сведения об авторах Карасаева Алия Манасовна 1.1 |
About the authors Karasaeva Aliya Manasovna 1.1 |