Метафора как средство поиска ресурсов и путей разрешения ограничений в коммуникации | |
Грушко Наталья Викторовна1, Динкелакер Лиана Алексеевна2, Козлова Дарья Евгеньевна3 | |
1.1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского | |
Дата поступления 2023.03.10 | Аннотация. Статья посвящена описанию практического кейса, использованного авторами, который представляет собой комплекс конкретных технологий коучинга, направленных на преодоление возникающих в коммуникации ограничений. В работе представлены конкретные примеры и технология применения арт-терапевтических практик в консультировании. Мы опираемся на понимание коучинга как сотрудничества коуча и клиента в процессе постановки и достижения целей клиента. Предложенный комплекс технологий относится к арт-коучингу. Арт-коучинг – коучинг, совмещенный с искусством, который выступает как гармоничное сочетание технологий коучинга с техниками и методами, представленными в арт-терапии. Арт-коучинг позволяет исследовать себя при помощи арт-объектов, созданных в творческом процессе. В качестве основных методик были использованы терапевтическая метафора посредством киндер-сюрприз-терапии и изотерапии, а именно рисование на спилах деревьев, беседа. Работа с метафорой обладает большим потенциалом в решении задач активизации личностных ресурсов, управлении эмоциями, что является одним из важных аспектов коммуникативного процесса. Применение метафоры активизирует эмоционально-образные процессы человека, апеллирует к его эмоциональному интеллекту. Она усиливает процесс принятия решения, включая в него эмоциональную составляющую. Основной целью применения арт-терапевтических методик в разработке практики выступает выявление проблемных зон, которые проявляются в ситуации общения, а также ресурсов, помогающих преодолеть возникающие трудности. Помимо описания самой технологии психологического воздействия авторами представлены описания коуч-сессий с применением разработанной консультативной схемы. Данная коуч-схема имеет широкий спектр применения – в рамках частной психологической практики, обучения и сопровождения персонала организаций, предполагающих непосредственное взаимодействие с клиентами, для повышения коммуникативной компетентности, в образовательных программах. |
Ключевые слова терапевтическая метафора; арт-коучинг; творческий коучинг; коммуникация; киндер-сюрприз-терапия; изотерапия | |
Библиография 1. Kramer Е. Art as therapy. Collected Papers. – New York : Jessica Kingsley Publishers, 2001. – 272 p. 2. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. – Cambridge : Brookline Books, 1986. – 240 p. 3. Антонова Н. В., Казинцева Л. В., Сизова Н. А. Коучинг в бизнесе : учеб. пособие для вузов. – М. : Юрайт, 2023. – 202 с. – URL: https://urait.ru/bcode/519795 (дата обращения: 09.03.2023). 4. Дубиненкова Е. Н. Коучинг : учебно-метод. пособие. – Ярославль : ЯрГУ, 2018. – 40 с. 5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. – М. : ПСТГУ, 2013. – 242 с. 6. Консультирование и коучинг персонала в организации : учеб. и практикум для вузов / Н. В. Антонова и др. – М. : Юрайт, 2023. – 370 с. – URL: https://urait.ru/bcode/5110 65 (дата обращения: 09.03.2023). 7. Gordon D. Therapeutic Metaphors: Helping Others Through the Looking Glass. – Cupertino : Meta Publications, 1978. – 261 p. 8. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Использование метафоры в краткосрочной групповой психокоррекции // Психотерапия. – 2009. – № 5. – С. 32–35. 9. Гончарук Е. Ю. К вопросу об исследованиях эффективности речевой коммуникации (терминологический аспект) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 7 (18): в 2 ч. – Тамбов, 2012. – Ч. II. – C. 60–63. 10. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с. 11. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 38–48. 12. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб. : Питер, 2002. – 366 с. | |
Сведения о финансировании и благодарности |
Metaphor as a means of finding resources and ways to resolve restrictions in communication | |
Grushko Natalya Viktorovna1, Dinkelaker Liana Alekseevna2, Kozlova Darya Evgenievna3 | |
1.1Dostoevsky Omsk State University | |
Received 2023.03.10 | Abstract. The article is devoted to the description of the practical case used by the authors, which is a set of specific coaching technologies aimed at overcoming the limitations arising in communication, the paper presents specific examples and technology of the application of art therapy practices in counseling. We rely on the understanding of coaching as a cooperation between the coach and the client in the process of setting and achieving the client's goals. The proposed set of technologies relates to art coaching. Art coaching is coaching combined with art, which acts as a harmonious combination of coaching technologies with techniques and methods presented in art therapy. Art coaching allows you to explore yourself with the help of art objects created in the creative process. The main techniques used were therapeutic metaphor through kinder surprise therapy and isotherapy, namely drawing on tree saws, conversation. Working with metaphor has great potential insolving the tasks of activating personal resources, managing emotions, which is one of the important aspects of the communicative process. The use of metaphor activates the emotional-figurative processes of a person, appeals to his emotional intelligence. It enhances the decision-making process by including an emotional component in it. The main purpose of using art-therapeutic techniques in the development of practice is to identify problem areas that manifest themselves in a communication situation, as well as resources that help overcome emerging difficulties. In addition to the description of the psychological impact technology itself, the authors present descriptions of coaching sessions using the developed advisory scheme. This coaching scheme has a wide range of applications – within the framework of private psychological practice, training and support of the organization's personnel, involving direct interaction with clients, to improve communicative competence, in educational programs. |
Keywords therapeutic metaphor; art coaching; creative coaching; communication; kinder surprise therapy; isotherapy | |
References 1. Kramer Е. Art as therapy. Collected Papers. New York, Jessica Kingsley Publishers, 2001. 272 p. 2. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Brookline Books, 1986. 240 p. 3. Antonova N.V., Kazintseva L.V., Sizova N.A. Coaching in business, a textbook for universities. Moscow, Yurait Publ., 2023. 202 p. Available at: https://urait.ru/bcode/519795 (accessed: March 9, 2023). (In Russian). 4. Dubinenkova E.N. Coaching, educational and methodical manual. Yaroslavl’, YarGU Publ., 2018. 40 p. (In Russian). 5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis, study guide. Moscow, PSTGU Publ., 2013. 242 p. (In Russian). 6. Antonova N.V., Ivanova N.L., Klimova A.V. Consulting and coaching of personnel in the organization, textbook and workshop for universities. Moscow, Yurait Publ., 2023. 370 p. Available at: https://urait.ru/bcode/511065 (accessed: March 9, 2023). (In Russian). 7. Gordon D. Therapeutic Metaphors: Helping Others Through the Looking Glass. Cupertino, Meta Publications, 1978. 261 p. 8. Grushko N.V., Karlovskaya N.N. The use of metaphor in short-term group psychocorrection. Psikhoterapiya, 2009, no. 5, pp. 32–35. (In Russian). 9. Goncharuk E.Yu. On the issue of research on the effectiveness of speech communication (terminological aspect). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, no. 7 (18), in 2 volumes. Tambov, 2012, Vol II, pp. 60–63. (In Russian). 10. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Fundamentals of intercultural communication, textbook for universities. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2003. 352 p. (In Russian). 11. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Studies of the toy phenomenon in modern Western science. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2008, no. 3, pp. 38–48. (In Russian). 12. Kopytin A.I. Theory and practice of art therapy. St. Petersburg: Piter Publ., 2002. 366 p. (In Russian). | |
Acknowledgements |
Сведения об авторах Грушко Наталья Викторовна 1.1 Динкелакер Лиана Алексеевна 2.1 Козлова Дарья Евгеньевна 3.1 |
About the authors Grushko Natalya Viktorovna 1.1 Dinkelaker Liana Alekseevna 2.1 Kozlova Darya Evgenievna 3.1 |